Японские чиновники попытались организовать слияние Nissan и Honda
Nissan китайской автомобильной выставке в этом месяце: Nissan является пионером в области технологии электрических транспортных средств.
Японские государственные чиновники пытались подтолкнуть Nissan и Honda к совместным переговорам о слиянии в этом году. Это знак растущего беспокойства в Токио по поводу будущего некогда могущественной автомобильной отрасли страны.
Предложение о создании национального автогиганта было впервые сделано компаниям в конце 2019 года, по словам трех человек, знакомых с этим вопросом. Это произошло на фоне опасений того, что большая часть автопромышленной базы Японии сдвинулась в сторону беспилотных электромобилей, и это привело к большой конкуренции.
Независимое будущее Honda, третьего по величине автопроизводителя в стране с годовым объемом продаж 4.8 млн. автомобилей, привлекало особое внимание в последние годы, так как консолидация рынка ускорилась.
Но амбициозный проект потерпел неудачу, прежде чем он успел начаться, после того, как обе стороны сразу же отвергли эту идею и в отрасли наступил хаос, вызванный Covid-19.
Растущий спрос на электромобили и других технологии оказывает давление на автопроизводителей по всему миру, и они начали решать проблему высоких расходов на новые технологии за счет слияний или альянсов, даже до того, как пандемия ввергла отрасль в кризис.
Peugeot провел слияние с Fiat Chrysler в рамках сделки, объявленной до начала карантина, а Форд и Фольксваген в прошлом году сформировал международный альянс для экономии на расходах.
В конечном счете, слияния компаний в автомобильной отрасли часто разваливаются, так как конкурирующие инженерные группы обычно конфликтуют из-за того, чья технология лучше, и сформировавшиеся корпоративные культуры также очень плохо объединяются, что произошло, например, во время катастрофической попытки объединения Daimler-Chrysler.
Япония по-прежнему имеет восемь крупный автомобильных марок, но четыре из них - Mazda, Subaru, Suzuki и Daihatsu - связаны перекрестным владением акциями с Toyota, вторым по величине в мире автопроизводителем.
Между тем, Nissan является участником проблемного трехстороннего альянса с французской компанией Renault и более мелким конкурентом Mitsubishi Motors. В этой ситуации Honda остается единственной группой, оставшейся без привлечения капитала.
Идея объединения Nissan с Honda, кажется, возникла благодаря протекционистским инстинктам советников премьер-министра Синдзо Абэ. Эти советники, по словам людей, знакомых с ситуацией, опасались, что альянс Nissan с Renault сильно ухудшился после ареста в 2018 году его бывшего босса Карлос Гона, и что в определенный момент этот альянс может распастья совсем, что подвергает японскую компанию опасности.
Но руководство Honda выступило против этой идеи, указав на сложную структуру совместного капитала компаний Nissan и Renault, как сообщим человек, близкий к переговорам.
Nissan также был в равной степени против этой идеи, так как группа сосредоточилась на том, чтобы сохранить и развить существующий альянс. Идея слияния быстро испарилась, не дойдя до обсуждения в Совете директоров обеих компаний.
Nissan, Honda и офис премьер-министра Японии отказались от комментариев.
Деятельность японских автопроизводителей ведется под руководством Министерства экономики, торговли и промышленности, но правительственные чиновники исключили активное участие министерства в процессе слияния двух групп.
Руководители отрасли указывают на другие структурные факторы, исключающие альянс Nissan-Honda.
«Слияние Nissan и Honda может показаться имеющим смысл только людям, которые не разбираются в реалиях автомобильной промышленности», - заявли один из бывших руководителей Nissan.
Основным препятствием является уникальная инженерная конструкция, которую Honda использует для своих автомобилей, и которую очень трудно использовать на платформе Nissan и ее партнеров. Без этого, альянс не сможет воспользоваться экономией затрат, ради которой и рассматривается возможность слияния.
Несмотря на то, что обе компании близки по размерам, когда речь идет о количестве автомобилей, которые они продают каждый год, их бизнес-модель в корне отличается.
Honda получает большую часть прибыли за счет мотоциклов, а не автомобилей, что позволяет ей пережить спад легче, чем Nissan. Группа также является крупнейшим в мире производителем двигателей для различной техники, и ее продукты включают в себя поршневые двигатели для частных самолетов, газонокосилок и лодочных моторов.