Потеря рабочих мест у европейских поставщиках автозапчастей резко выросла из-за замедления рынка транспортных средств
Пикет на заводе шин Michelin во Франции.
Потеря рабочих мест у европейских поставщиков автозапчастей более чем удвоились в 2024 году, так как замедление продаж в автомобильной промышленности континента достигло каналов поставок, обеспечивающих производство.
Анализ Европейской ассоциации автомобильных поставщиков (CLEPA) показал, что в 2024 году было сокращено более 30,000 рабочих мест по сравнению с чуть более 15,000 в 2023 году.
Создание рабочих мест также замедлилось, и с 2020 года было более 58,000 чистых потерь рабочих мест в этой отрасли в Европе.
Поставщики запчастей и компонентов, начиная от французского Michelin, до немецкого Bosch, объявили о тысячах сокращениях рабочих мест в прошлом году, поскольку продажи новых транспортных средств европейскими производителями неуклонно падают, оставляя поставщиков с избыточными производственными мощностями и туманной перспективой возобновления роста продаж.
В то время как более крупные компании сокращают рабочие места и закрывают заводы, некоторые небольшие предприятия были вынуждены объявить о банкротстве.
«Если у европейских производителей машин больше нет роста, у производителей автозапчастей также больше нет роста», - сказал Александр Мариан, директор AlixPartners.
По словам CLEPA, поставщики автомобильных запчастей напрямую используют около 1.7 млн. работников в ЕС.
Снижение спроса последовало за пандемией ковида, конфликтом на Украине и последовавшей инфляцией. Все это ударило по конкурентоспособности европейских отраслей промышленности в то время, когда китайские конкуренты стремятся увеличить долю рынка.
«Наша оценка заключается в том, что слабый рост, которого мы можем добиться на европейском рынке, приведет к росту импорта, особенно китайского», - сказал Марк Мортуре, генеральный директор французской отраслевой платформы PFA.
В то время как европейские поставщики пытались работать с местными группами в Китае, главная обеспокоенность заключалась в том, что китайские бренды в конечном итоге лишь собирают транспортные средства в Европе, а запчасти производятся и поставляются из Китая и других стран, добавил он.
Относительная высокая стоимость электромобилей и сокращение субсидий на них в таких странах, как Германия, ограничили их широкое распространение. Это означает, что компании, инвестирующие в эти технологии, не увидели ожидаемого спроса.
Согласно данным CLEPA, потеря рабочих мест, связанных с ДВС, начиная с 2020 года, намного превзошла потери, образовавшиеся в результате перехода к EV.
В знак замедления рынка EV, 4,680 рабочих мест, связанных с поставщиками EV, были потеряны в 2024 году, согласно данным CLEPA.
Европейское регулирование также является проблемой для производителей запчастей для транспортных средств с обычными двигателями.
Начиная с 2025 года Европейская комиссия ужесточит правила контроля выбросов углерода для автопроизводителей, в то время как Брюссель планирует прекратить продажи новых автомобилей с ДВС в Европе к 2035 году.
Лоран Фавр, исполнительный директор французского поставщика автозапчастей OPMobility, ожидает, что его ведущий в отрасли бизнес по производству топливных баков сократится в Европе.
«У нас около 10 заводов, производящих топливные баки в Европе. Очевидно, что это повлияет на их деятельность», - сказал он.
Фавр и другие руководители компаний отрасли призвали переосмыслить надвигающиеся ограничения.
Несмотря на то, что в 2023 году Германия сократила субсидии на EV, канцлер Олаф Шольц недавно заявил в Брюсселе, что ЕС нуждаются в «стимулах» для электромобилей и что сборы за выбросы автомобилей не должны «влиять на финансовую ликвидность» компаний, инвестирующих в переход на электромобили.
Многие немецкие компании были вынуждены выйти из бизнеса, включая производителя автокресел Recaro, производителя запчастей для роскошных автомобилей Walter Klein и AE Group, которая делает компоненты из легкого металла, используемые во многих частях автомобилей.
Кристиан Кляйнджунг, исполнительный директор AE, в августе заявил, что попытки реструктуризации не помогли компенсировать «спад спроса со стороны производителей автомобилей».
В то время как продажи EV, как ожидается, увеличатся, поставщики готовятся к продолжительному периоду более низкого роста, а некоторые объявляют о долгосрочных планах сокращения персонала.
Компания Forvia, производитель приборных панелей, дверных панелей и выхлопных систем, заявила в феврале, что к 2028 году сократит 10,000 рабочих мест в Европе, где ее общая рабочая сила составляет более 75,000 работников.
В ноябре компания Michelin заявила, что закроет две французские фабрики, производящие шины для грузовиков и фургонов. Этот шаг, затрагивающий более 1,200 сотрудников, был вызван «структурной чрезмерной мощностью» из-за низкой конкуренции в Азии.