Электромобили обогнали мобильные устройства как основной источника спроса на кобальт
Цены на редкий металл растут из-за проблем с поставками и распространения электромобилей с питанием от литий-ионных батарей.
Опасения по поводу поставок кобальта вызвали предположения о том, что крупный автопроизводитель может приобрести производителя кобальта. На прошлой неделе на промышленной конференции глава Tesla Элон Маск заявил, что он открыт для этой идеи.
В прошлом году электромобили впервые обогнали смартфоны и персональные компьютеры как основной источник спроса на кобальт, редкий металл, используемый в литий-ионных батареях.
Автомобильная отрасль потребила 59,000 тонн кобальта в 2021 году, или 34% от общего спроса, так как продажи электрических и гибридных транспортных средств удвоились, согласно отчету Института кобальта.
Это превзошло показатели в 26,000 тонн металла, используемого в производстве мобильных телефонов и 16,000 тонн в ноутбуках и планшетах. Общий спрос на кобальт составил 175,000 тонн против текущего объема добычи в 160,000 тонн.
Несоответствие в этих цифрах подчеркивает одну из самых больших проблем, с которыми сталкивается автомобильная отрасль, которая постепенно становится электрической: обеспечение достаточного количества сырья.
По мере наращивания выпуска электромобилей, возникают опасения по поводу потенциального кризиса в поставках важнейших металлов для батарей, от кобальта до лития и никеля.
Ожидается, что спрос со стороны автомобильной промышленности вберет в себя половину спроса на кобальт к 2026 году.
Кобальт считается особенно проблематичным металлом, поскольку это побочный продукт добычи меди и никеля и его поставки сильно завязаны на географии и конкретной компании.
Почти три четверти мировых поставок кобальта поступают из Демократической Республики Конго, где доминируют китайские компании и зарегистрированная на лондонской бирже компания Glencore. Отчет Института кобальта показывает, что в 2021 году эта африканская страна произвела 118,000 тонн кобальта - это значительно больше, чем Австралия, следующий крупнейший поставщик, на долю которого приходится всего 5,600 тонн.
Это вызвало предположения о том, что крупный автопроизводитель может приобрести горнодобывающую компанию. Глава Tesla Элон Маск заявил на промышленной конференции в этом месяце, что он открыт для этой идеи.
«Это не исключено», - сказал он, - «Мы рассмотрим любые ограничения, связанные с ускорением мирового перехода к устойчивой энергии. Дело не в том, что мы хотим купить горнодобывающие компании, но если это единственный способ ускорить переход, то мы сделаем это».
У Tesla есть цель - производить 20 млн. электромобилей в год, по сравнению с 1 млн. в прошлом году.
Растущее число электромобилей в Китае - крупнейшем в мире рынке электромобилей, основано на недорогих литиево-железофосфатных батареях, которые, как правило, имеют нижний диапазон производительности.
Но в лучших моделях, продаваемых в США и Европе, все еще преобладают никель-кобальтовые батареи. Согласно отчету, эти батареи составили три четверти глобального спроса на электромобили в 2021 году.
«Кобальтосодержащие батареи - это технология, которую выбирают многие производители автомобилей в Европе, Северной Америке и Китае», - сказал Адам Маккарти, президент Института кобальта.
Заглядывая в будущее, Институт видит, что в ближайшие пять лет спрос на кобальт достигнет 320,000 тонн по сравнению со 175,000 тоннами в 2021 году, поскольку автомобильная отрасль стала производить больше автомобилей с питанием от батарей.
Ожидается, что предложение вырастет в этом и 2023 году, что приведет к более сбалансированному рынку. Тем не менее, Институт кобальта заявляет, что с 2024 года спрос начнет замедляться, что приведет к большому дефициту.
«С 2024-26 года предложение будет расти в среднем на 8% в год по сравнению с более чем 12% сейчас», - говорится в отчете.
Цена на кобальт удвоилась в прошлом году, увеличившись с $16 до $32 за фунт, подкрепленная сильным спросом со стороны автомобильного сектора и спадом предложения. В настоящее время кобальт торгуется по цене $37 за фунт.