Быстрое восстановление компании Mitsubishi мешает альянсу Nissan-Renault
Сильные продажи автомобилей Mitsubishi Motors могут подорвать тонкий баланс сил между Nissan и Renault, поскольку Карлос Гон пытается укрепить свой франко-японский альянс в преддверии своего выхода на пенсию.
Аналитики говорят, что быстрое восстановление компании Mitsubishi, которой принадлежит 34% акций Nissan, может увеличить способность к давлению второго по величине автопроизводителя Японии, с учетом того, что Гон перекрестно владеет своим глобальным альянсом.
Гон, который является председателем всех трех автопроизводителей и альянса, исследует возможность более тесных связей между тремя группами, хотя полное слияние, которое поставило бы под угрозу их автономию, маловероятно.
Он сообщил Financial Times в прошлом месяце, что, скорее всего, уйдет с поста главы Renault до истечения срока его полномочий в 2022 году. Это говорит о том, что он попытается выполнить свою задачу по превращению альянса в необратимое партнерство, прежде чем он официально откажется от оперативного контроля над автопроизводителем, который он получил с 2005 года.
На собрании акционеров Mitsubishi в прошлом месяце Гон категорически отрицал возможность того, что французский автопроизводитель получит контроль над своими японскими партнерами. Но структура альянса, сформированная в 1999 году, когда Renault спасла Nissan от банкротства, в последние годы оказалась под вопросом, поскольку Renault стал меньшим партнером по объемам производства и рыночной капитализации.
Выступая перед Financial Times, Тревор Манн, ветеран Nissan, который присоединился к Mitsubishi, не исключил, что Renault получит долю участия в Mitsubishi.
«Сегодня самое подходящее время? Возможно нет. Может ли это случиться в будущем? Возможно, да!», - сказал Манн, - «Сейчас Renault не имеет доли участия в Mitsubishi. Но это не мешает нам искать синергии с Renault, потому что мы являемся частью более крупного альянса».
Французская группа по-прежнему фактически контролирует японскую компанию через 43,4% акций, в то время как у Nissan нет права голоса в Renault, несмотря на то, что она удерживает 15% акций.
Альянс расширился, вобрав в себя Mitsubishi, когда Nissan приобрел контрольный пакет акций своего меньшего конкурента за $2,3 млрд. в 2016 году, катапультируя это трио в высшую лигу глобальных автопроизводителей наряду с Volkswagen и Toyota.
Эта инвестиция была необходима, поскольку Mitsubishi столкнулась с скандалом, связанным с экономичностью ее автомобилей. С тех пор ее положение значительно улучшилось.
Компания сообщила о 19-кратном увеличении годовой операционной прибыли в размере 98 млрд. иен (889 млн. долл.) в 2017-2018 финансовом году, причем почти 30 процентов ее прибыли было получено за счет усилий по сокращению расходов, связанных с альянсом.
«Если позиция по переговорам с Nissan усилится, относительное влияние Renault, похоже, снизится, что может нарушить существующий альянс между двумя компаниями», - сказал Такеши Мияо, исполнительный директор Carnorama, - «Для поддержания баланса сил Renault может потребоваться инвестировать в Mitsubishi».
В то время как некоторые аналитики предупреждают, что выгоды от альянса могут сократиться, Манн сказал, что по его ожиданиям они будут расти, поскольку автомобильная индустрия увеличивает инвестиции в развитие электрических, самодвижущихся и цифровых машин.
Альянс Renault-Nissan-Mitsubishi ориентируется экономию 10 млрд. евро в год к 2022 году, благодаря объединению производственных мощностей по всему миру и использованию общей платформы для выпуска электромобилей и других моделей. В прошлом году альянс достиг экономии в 5,7 млрд. евро, что на 14% больше, чем годом ранее.
Роль Mitsubishi в изменении альянса будет во многом зависеть от того, насколько устойчивым будет его восстановление.
Аналитик Масатака Кунугимото ожидает, что прибыль продолжит рост, поскольку Mitsubishi использует больше технологий, компонентов и транспортных платформ совместно с Nissan и Renault. Тем не менее, несмотря на потенциал роста в Юго-Восточной Азии, прогноз Mitsubishi на развитых рынках, таких как Япония и США, остается неопределенным.
«Проблема заключается в ускорении инвестиций ... мы слишком быстро и значительно увеличиваем расходы на рекламу в Японии и Северной Америке, где доходность низкая, и нет гарантии успеха», - сказал Кунугимото.